Забыли пароль?
Рекомендуемые сайты

Если что-то не отражено на сайте, задайте нам вопрос на адрес info@nezd.ru и мы обязательно свяжемся с вами

Детальное описание мастурбатор мужской на сайте.

Ямало-Ненецкий автономный округ

Арктический фасад России, энергетическое сердце государства, край романтиков и энтузиастов - как только не называют Ямал. Все эти определения справедливы и уместны. Ямало-Ненецкий автономный округ сегодня является одним из передовых в экономическом и социальном отношении регионов Российской Федерации.

Расположенный на севере Западной Сибири, занимающий территорию более 750 тысяч квадратных километров, округ таит в своих недрах гигантские запасы углеводородов. Отроги Полярного Урала являются кладовыми рудных богатств. В то же время Ямал - обладатель самого многочисленного в России стада домашнего оленя, насчитывающего более 600 тысяч голов. В реках и озерах автономного округа нагуливается крупнейшее в мире стадо сиговых рыб. Основу ихтиофауны составляет рыба, которая в свое время называлась 'царской' - это муксун и нельма.

Население автономного округа составляет более 525 тысяч человек. Более 7 процентов из них - это коренные малочисленные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы. Для поддержки аборигенных народов, для сохранения и развития их традиционного образа жизни в округе действуют специальные программы и предусмотрены целевые средства в окружном бюджете.
Ямалo-Ненецкий автономный округ сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в администрации автономного округа стратегия развития ЯНАО до 2020 года увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.

Основой экономики Ямала, базовой отраслью, является топливная промышленность, на которую приходится около 95% общего объема промышленного производства. За 2005 год на территории округа было добыто более 39 миллионов тонн нефти, около 11 миллионов тонн конденсата и свыше 561 миллиарда кубометров газа. Это стратегически важное для страны углеводородное сырье добыли специалисты 39 предприятий на 79 месторождениях Ямала.

Безусловно, основная доля газодобычи приходится, и в будущем будет приходиться, на дочерние предприятия ОАО 'Газпром', которые обеспечили за прошлый год поставку более 499 млрд. кубометров природного газа.

По-прежнему, темпы и объемы освоения ресурсной базы углеводородного сырья на территории ЯНАО являются самыми высокими среди российских регионов и стран СНГ и имеют все основания к дальнейшему росту.

Ямало-Ненецкий автономный округ был и остается основным газодобывающим регионом России и мира в целом.

История Ямала

Первые упоминания о Ямале.

Первые сведения о ямальской земле, о коренных народах испокон веку проживавших на ней - ненцах и ханты, относятся к XI веку. Однако новгородские купцы проникали на Край Земли (именно так переводится с ненецкого слово Ямал) и раньше. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч. 'Самородный зверинец', 'кладовая мягкой рухляди' привлекала торговых людей и новгородские рати. С 1187 года нижняя Обь входила в 'волости подданные' Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, к титулам которых с 1502 года добавились 'Обдорские и Югорские'.

В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель 'великой Оби'. В 1595 году один из казацких отрядов построил укрепление под название Обдорск (сегодня это столица Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехард). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. Включение северных земель в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского Севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины принесло казне дополнительные доходы, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере.

Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае развернулась широкая торговля пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому способствовала знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии.

К началу двадцатого века из Обдорска ежегодно вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы и около 50 тысяч меховых шкур (песец, лиса, белка, горностай и др.).

Недавнее прошлое

Наряду с ширящимся экономическим освоением Обский Север оставался краем полнейшей культурной отсталости. Вековое отставание здесь усугубилось последствиями мобилизации и прямых грабежей во время гражданской войны. Первоначальными мероприятиями новых властей была организация продовольственного снабжения, торговли, северных промыслов. Были открыты фактории в Яр-Сале, Щучье, Шурышкарах и др. Социально-культурные задачи включали повышение общеобразовательного уровня людей - ликвидацию неграмотности; организацию школьной системы, первых очагов культуры - изб-читален, народных домов; создание первых больниц и фельдшерских пунктов.

10 декабря 1930 года президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление 'Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера'. В числе новых восьми национальных округов РСФСР был образован в составе Уральской области Ямальский (Ненецкий) округ с центром в селе Обдорск. 20 июня 1933 года село Обдорск переименовано в поселок Салехард, а его сельсовет был реорганизован в поселковый.

По данным Всесоюзной переписи населения в 1939 году в округе проживали 45734 человека, в том числе 15348 кочевников.

Основными отраслями экономики округа в предвоенные годы оставались рыбная промышленность и оленеводство, высокими темпами росли заготовки пушнины - в 10 раз с 1931 по 1940-й год. После образования округа стала развиваться совершенно новая отрасль - растениеводство. В При- и Заполярье стали выращивать картофель, овощи, кормовые корнеплоды.

В 1931-1932 годах на Ямале появились первые самолеты, а в 1937 году была установлена прямая авиасвязь с Омском.

Особое внимание было уделено народному образованию. В 1940 году в 46 школах округа обучалось 4500 учащихся, действовало 28 интернатов для детей коренного населения. К 1940 году в 10 библиотеках округа было 53 тысячи книг, работали пять Домов ненца, восемь красных чумов, две культурные базы. Народное образование последовательно решило задачи внедрения неполного среднего, а затем десятилетнего обучения детей.

В годы Великой Отечественной войны тысячи ямальцев отправились на фронт защищать Родину. Оставшиеся в тылу женщины, старики, дети самоотверженно трудились. На рыбацких станах, охотничьих тропах, оленьих пастбищах ямальцы помогали всей стране ковать Великую Победу.

После окончания Отечественной войны государством были приняты экстренные меры по преодолению экономических и социальных трудностей на Севере. Прежде всего, было усилено техническое оснащение рыбной промышленности и охотничьего промысла. Быстро развивалась новая отрасль хозяйства - звероводство. На фермах выращивали серебристо-черных лисиц, голубых песцов и норок. На путь наиболее рентабельной традиционной отрасли стало оленеводство - укрепилась производственно-техническая база, широко использовались достижения науки и техники.

В послевоенные годы бурно развивался транспорт и связь. В 1949 году в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках курсировали пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 года введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24 в Тюмень, Тазовский, Тарко-Сале, а летом 1968 года - в Москву.

Произошло коренное перевооружение средств связи - электрической, телефонной, почтовой. В 1964 году в эфире впервые прозвучали позывные окружного радио, в 1968 году - засветились экраны телевизоров.

В 60-е годы прошлого столетия выросла сеть учреждений культуры: работали 17 домов культуры, 39 сельских клубов, два народных театра, три музыкальные школы, краеведческий музей, дом народного творчества. В 64-х библиотеках имелось 500 тысяч книг, в киносети - более 100 киноустановок.

Настоящее

Ямало-Ненецкий автономный округ - становой хребет экономики России: Эта фраза, часто повторяемая журналистами, как нельзя лучше отражает действительность. Индустриальное будущее автономного округа как главного топливно-энергетического комплекса страны определила новая отрасль - геология. Летом 1958 года в Салехарде была создана Ямало-Ненецкая комплексная геологоразведочная экспедиция. Начались интенсивные поиски углеводородных месторождений. 14 апреля 1962 года в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. С 1964 по 1966 на Ямале 'заговорили' еще пять крупных месторождений, в том числе Губкинское с запасом 350 миллиардов кубометров газа и крупнейшее в мире - Уренгойское. 1967 год дал три месторождения, в том числе уникальное - Медвежье. Следующий год принес еще три нефтегазоносные площади. В 1972 году газ Медвежьего по трубопроводу пошел на Урал. В 1978 году заработал газопровод Уренгой-Надым. Газ Вынгапура влился в магистраль Уренгой - Тюмень - Челябинск. Ямальские газ и нефть стали реальностью. Названия небольших поселков, затерявшихся в бесконечных просторах тундры и тайги, - Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Ноябрьск - теперь известны во всем мире.

Сегодня на территории Ямала, которая составляет 750,3 тыс. км2, проживают немногим более 516 тысяч человек, то есть, 0,7 человек на один квадратный километр. Но при этом автономный округ занимает III место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет. С 2000 года эта цифра увеличилась в 5 раз и в 2005 году превысит 7 млрд. $. Валовый региональный продукт ЯНАО растет в среднем на 14,5% в год. В 2004 году он составил 15,4 млрд. $., в 2005 году ожидается рост этого показателя еще на 3,6 млрд.$.

На Ямале добывается 91% всего природного газа страны (23,7% мировой добычи) и более 14% российской нефти и газоконденсата. В общей сложности округ производит более 54% первичных энергетических ресурсов России. При этом гигантская часть природных запасов региона еще только ждет промышленного освоения.

Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в администрации автономного округа стратегия развития ЯНАО до 2020 года увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.

Одним из глобальных долгосрочных проектов является освоение газовых запасов полуострова и шельфа Карского моря. Здесь открыты 11 газоносных и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. Потенциальные ресурсы с учетом газа на шельфе оцениваются в 50,5 трлн. кубометров, жидких углеводородов - более 5 млрд. тонн.

Еще одно крупнейшее начинание - создание на территории Полярного Урала нового центра горнорудной промышленности, обеспечивающего сырьем металлургию соседних регионов. Уже сегодня на Полярном Урале ведется разработка богатейших месторождений хрома, марганца, бокситов, золота. По оценкам специалистов, общая стоимость запасов горного сырья оценивается в 220 млрд. долларов.

Совместно с Сибирским научным аналитическим центром и РАО 'Российские железные дороги' администрация ЯНАО сейчас работает над развитием сети железных и автомобильных дорог и телекоммуникационных систем. Они должны связать арктический Ямал с крупными промышленными центрами Урала. Проект также предусматривает развитие энергетики и нефтегазохимии на базе попутного нефтяного и низконапорного газа, запасы которого на полуострове огромны.

Сегодня 89 регион России занимает VII место в стране по объемам привлекаемых инвестиций. С 1999 года инвестиции в основной капитал увеличились почти в пять раз. Осенью 2004 года рейтинговое агентство Standard&Poor's объявило о повышении ЯНАО долгосрочного кредитного рейтинга: В+/Стабильный по международной шкале, 'ru A+' - по Российской национальной. Агентством также была отмечена высокая кредитоспособность региона.

Одна из особенностей Ямала состоит в том, что на территории округа сошлись два совершенно разных типа хозяйствования: промышленная разработка недр и традиционные для коренного населения Крайнего Севера виды деятельности. В регионе выпасается самое большое в мире поголовье северного оленя - 600 тысяч голов, в Обском бассейне добывается треть мировых запасов ценных сиговых пород рыбы. Десятая часть всей площади округа - около 8 миллионов гектаров - является особо охраняемой природной территорией. Промышленность и традиционные северные промыслы мирно уживаются на территории Ямала, а решение проблем коренных малочисленных народов Крайнего Севера находятся в зоне приоритетного внимания губернатора и администрации автономного округа.

Арктический регион России сегодня - комфортная для проживания территория, бюджет которой традиционно носит ярко выраженную социальную направленность: более 80% расходной части основного финансового документа направляется на решение социальных задач населения. В округе мощно развивается жилищное строительство, возводятся современные школы, больницы, спортивные сооружения, прежде всего в отдаленных районах, оказывается действенная социальная поддержка тем, кому она необходима. Округ по праву может гордиться своими успехами в области организации детского летнего отдыха: более 70 процентов юных ямальцев каждое лето отправляются на отдых и лечение в лучшие здравницы страны. В регионе сегодня реализуется более тридцати социальных программ.

Губернатор автономного округа Юрий Неелов: 'Мы хотим, чтобы наша земля стала регионом, который характеризуется многоотраслевой, высокотехнологичной экономикой, всесторонне развитой инфраструктурой, благоустроенными городами и поселками, здоровой экологией. У нас для этого есть все - трудолюбивые люди, природные богатства, понимание собственной перспективы и большого значения нашей совместной работы для всей России. А главное - общая воля к тому, чтобы сделать Ямал процветающим регионом страны'.

Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа

Ямало-Ненецкий автономный округ - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов.

Доля аборигенного населения в общей численности населения округа составляет семь процентов (36 тысяч человек), кочевой образ жизни ведут более 13 тысяч человек (что составляет 40 процентов от всего аборигенного населения). Для поддержки коренных малочисленных народов Севера в автономном округе действуют специальные программы и предусматриваются значительные средства в окружном бюджете.

Например, по программе 'Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2003-2007 годы' ежегодно расходуется около 30 миллионов рублей. Следует отметить, что на выделенные средства расходуются, прежде всего, для решения социальных проблем северян: приобретение санаторно-курортных путевок для представителей коренного населения округа. на стипендии для детей тундровиков, обучающихся в высших и средних учебных заведениях. Кроме того, из окружного бюджета выделяются средства на оказание помощи Институту традиционных промыслов и Российскому государственному педагогическому университету им. Герцена (Санкт-Петербург), где обучаются представители коренных народов Ямала.

В основном, дети тундровиков обучаются в школах-интернатах. Сейчас в округе насчитывается 23 школы-интерната, в которых обучается около 9 тысяч детей коренных народов. Получение детьми образования регулируется нормативными актами ЯНАО, в которых, в частности, гарантируется полное гособеспечние при образовании таких детей. В частности, содержание интернатов, обучение детей, их питание, обеспечение одеждой, доставка из становищ в школы и пр. оплачивается из бюджета региона. Специализированная система интернат-образования помогает сохранять самобытность северных народов. Так, по итогам переписи 2002 года в ЯНАО более 80% представителей коренных народов владеют родным языком. Это очень высокий показатель, ведь среди представителей коренных народностей других регионов России в среднем родным языком обладают около 70%".

В Закон о бюджете Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 год вошли предложения по окружным целевым программам, касающиеся социально-экономического развития коренных народов региона. В том числе - на развитие оленеводства, традиционных промыслов северян, комплексную переработку продукции этих отраслей, создание факторий и распространение факторийных форм торговли и товарообмена, развитие рыночной инфраструктуры в тундровых районах. Достойным представителем тундровиков во взаимоотношениях с органами власти и взаимовыгодном партнерстве с газодобывающими компаниями, работающими в районах традиционного проживания ненцев и ханты является о кружная Ассоциация коренных народов "Ямал-потомкам!" .

Ненцы

Ненцы -один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек", ненэй ненэць` - 'настоящий человек' было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в. Происхождение термина "самоед" трактуется по-разному. Наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna - "земля саамов". Различают самоназвания хасава - у западных ненцев Ямала, ненэй ненэць - у восточных ненцев Ямала и Гыды, ненец - у разных групп.

По хозяйственно-культурному типу жизни ненцы делятся на три группы. Первую и основную (90%) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых оленеводство продуктивного направления. Они освоили самые северные районы. Вторая группа - лесные ненцы - населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, в основном по рр. Пур, Таз и Аган, занимаются в основном транспортным оленеводством, охотой, рыболовством. Они - связующее звено между самодийскими племенами Саянского нагорья и тундровыми ненцами, говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа - колвинцы - образовалась на Европейском Севере в районе р. Колвы в XIX в. в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Говорит на ижемском диалекте языка коми.

Согласно наиболее убедительной гипотезе, самодийская общность сложилась в Южной Сибири. В первые века н.э. часть самодийцев продвинулась к северу, а часть вошла в состав тюркских народов южной Сибири. В течение первого тысячелетия н.э. большая часть самодийцев переместилась по Оби, Енисею и их междуречью в зону северной тайги, а затем тундры, ассимилировав аборигенное население. Затем предки современных ненцев распространились из низовьев Оби на запад до Белого моря, а к XVII в. - на восток до Енисея.

Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный (нартовый) способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Прямокопыльные ненецкие нарты состоят из кузова, крепящегося к загнутым спереди полозьям. Для устойчивости копылья книзу несколько разведены, так что расстояние между полозьями больше ширины сиденья. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые - запрягают "веером" от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.

К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя' ) - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик - одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но сшитую мехом наружу.

Женская одежда в отличие от мужской - распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее - стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками, и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняли круглые пряжки диаметром до 20 сантиметров. Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, к которой сзади на цепочках подвешивают медные ажурные бляхи. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона.

Основная пища - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду -миски, чашки, ложки - изготовляли сами.

Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я' -небя - "Мать земля" - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.

Ханты

Ханты на территории ЯНАО проживают, в основном, в Шурышкарском и Приуральском районах. Этнонимы "ханты" образованы от самоназвания народа хантэ. В качестве официальных названий был приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации народ ханты называли остяками.

Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала века, побывавший в этих краях, так описывает аборигенов: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному, и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами'.

Для обозначения народа ханты в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

Язык ханты лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.
Исходя из того, что хантыйский язык относится к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения хантов, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришлых с юга угров. Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.

Ханты традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда ханты существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.

Селькупы

Селькупы - народ самодийской языковой группы. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного, в Каргасокском, Парабельском, Верхне-кетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Общая численность селькупов - около 4 тыс. человек. Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы - северную и южную. Самоназвание северных селькупов - солькуп, шолькуп (таежный человек). В дореволюционной этнографической литературе их называли обычно остяками или остяками-самоедами. Современный этноним введен в 30-е годы ХХ века и первоначально был воспринят лишь северной группой. У южных селькупов он утвердился в последние два десятилетия. Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. В нем выделяют шесть диалектов и два переходных говора.

Русские обосновались на Средней Оби в конце 16 века. К этому времени здесь существовало селькупское объединение, известное под названием Пегая орда во главе с князцем Воней, которое долгое время отказывался признать власть русского царя. Лишь с основанием Нарынского острога (1596) русские сумели обложить селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских селькупов. Во второй половине 19 века усиливается русский переселенческий поток в районы проживания селькупов. Под влиянием русских они стали селиться в деревнях, заводить домашний скот, заниматься огородничеством. Хозяйственно-культурные связи селькупов и русских стали закрепляться семейно-брачными узами. С конца 19 века у всех селькупов основной общественной единицей стала соседская община, в которую входили представители различных этнотерриториальных групп, не связанных между собой кровным родством.

Селькупы вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были охота и рыболовство. Транспортное оленеводство знали только северные селькупы. Экономический регресс селькупов к началу 17 в. исследователи объясняют изобилием пушного зверя, которым отличалась Западная Сибирь, ставшая одним из основных центров концентрации торговцев пушниной из различных цивилизованных стран того времени. Соболь в среднем Приобье был истреблен в конце 17 века, поэтому основным объектом пушной охоты у селькупов была белка. О распространенности беличьего промысла говорит наличие у селькупов в 19 веке специальной меновой единицы сарум - связка из десяти беличьих шкурок. Для нарымских селькупов большое значение имела охота на боровую дичь - глухарей, тетеревов, рябчиков, которые являлись основным источником мяса. Вторым по значению в хозяйстве селькупов был рыбный промысел. Основные объекты промысла - осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь. Из традиционных орудий рыболовства наибольшее распространение получила ставная сеть, было известно запорное рыболовство. Оленеводством занимались северные селькупы. Селькупское оленеводство - таежного типа. Размеры стад и маршруты сезонных передвижений относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой. Пастьба оленей вообще практиковалась редко, даже зимой.

Для селькупов характерны анимистические представления об окружающем мире. Добрым началом, демиургом считался Ном, олицетворявший собой небо. Властитель зла Кызы имел обиталище под землей. Искусство селькупов представлено орнаментацией на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, ножнах, и других бытовых предметах. Характерное для многих народов Сибири украшение одежды не получило у селькупов широкого распространения. В традиционном фольклоре центральное место занимает описание всевозможных приключений героя, его столкновений со злыми духами, которые всегда оказываются побежденными. Из музыкальных инструментов бытовали варган - губная из оленьего рога пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.

Кто же они -селькупы. Может быть, они жители древней ойкумены самоедского мира, которые так и остались на своем месте, когда через них переселялись поздние пришельцы - самодийцы-оленеводы, ушедшие с юга в тундру со своими стадами? А может быть, они та самая часть древнего населения, которая не разделялась четко на самоедов и угров? Есть еще третье предположение: может быть, селькупы - продукт смешения самоедов и угров? Эти вопросы так и остаются вопросами. И оценить селькупов очень трудно, так как они по всем своим культурным привычкам близки и к уграм, и к самодийцам.

Интересный факт:

Язык — сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления.